islamio_ru (islamio_ru) wrote,
islamio_ru
islamio_ru

Необходима серьезная коррекция законодательства в области свободы совести

Нужно ли дополнительно регламентировать проведение религиозных обрядов в российских городах?



6 марта в Москве в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по обсуждению проекта федерального закона № 161207-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе cовести и о религиозных объединениях"" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Участники обсудили как можно дополнительно регламентировать проведение религиозных обрядов в российских городах? Кому мешают массовые церемонии? Какова реальная ответственность за нарушение действующих правовых норм, например, за жертвоприношение животных? Нужно ли ужесточать соответствующие статьи КОАП?

Законом предлагается установить особый порядок для совершения таких религиозных обрядов как молитвенный обряд и обряды, связанные с жертвоприношением животных и иными насильственными действиями.

Согласно закону беспрепятственное проведение религиозных обрядов, церемоний и богослужений гарантировано государством в строго установленных местах. Это места специально предназначенные для совершения религиозных обрядов (культовые здания, сооружения и территории к ним прилегающие, кладбища, крематории), места, находящие в собственности религиозных учреждений и частное жилище.

В остальных случаях проведение религиозных обрядов должно осуществляться в порядке, установленном для проведения митингом, шествий и демонстраций, т.е. с предварительным согласованием с местными органами власти.

Авторы поправок в закон говорят о том, что определить точное количество участников молитвенного обряда заранее невозможно, поэтому трудно определить размер нужной территории. Это приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных потоков. Невозможно так же обеспечить надлежащую безопасность на подобных мероприятиях.

Законопроектом предлагается предусмотреть для религиозных обрядов особый порядок проведения. За нарушение установленного порядка предлагается установить административную ответственность.

Участники слушаний раскритиковали предложенный законопроект, особенно много вопросов было к использованным терминологическим формулировкам, в частности, о насильственном отношении к животным и людям, которые разрешены на определенной религиозной территории. 




"Получается, что так может оправдаться экстремист за убийство, например, в мечети. Та же ситуация с насильственными действиями в отношении животных: что - кошке ногу оторвать на определенной территории можно?" - показал недостатки в законопроекте член Общественной палаты РФ Алексей Гришин.



"Трибуна Общественной Палаты" спросила экспертов о том, нужно ли законодательно регулировать проведение молитвенных обрядов и религиозных жертвоприношений, а так же нуждается ли закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в изменениях:




Алексей Гришин, член Общественной палаты РФ, президент Информационно–аналитического центра "Религия и общество":


- Внесенный сегодня закон, который, как авторы полагают, регулирует проведение обрядов, связанных с жертвоприношениями животных и, как там сказано, совершении насильственных действий в отношении людей, не выдерживает никакой критики. Хотя сам посыл закона очень правильный, т.к., действительно, этот вопрос нужно урегулировать, но исполнение, на мой взгляд, крайне неудачно.



Сам термин "насильственные действия в отношении человека или в отношении животного", и то, что они должны быть проведены в строго отведенных местах – противоречит Уголовному кодексу Российской Федерации. Нельзя отводить места для насильственных действий в отношении человека!



На мой взгляд, за последние 16 лет, т.е. с того времени, как действует нынешний закон, накопилось много факторов, которые объективно требуют если не пересмотра, то по крайней мере, серьезной коррекции законодательства в области свободы совести. Поэтому мы предлагаем и, наверное, наша комиссия будет выходить с такой инициативой о том, чтобы комплексно устранить противоречия, а так же, исходя из опыта последних 16 лет, внести изменения в закон. Закон хороший, но можно сделать его лучше.




Шафиг Пшихачев, член Общественной палаты РФ, президент Религиозной организации "Международная исламская миссия", сопредседатель Исполкома Межрелигиозного Совета СНГ:


- Я считаю, что существующей законодательной базы достаточно для того, чтобы регулировать некоторые нарушения общественного порядка, которые допускаются во время обрядов, больше всего, это, конечно, касается праздника жертвоприношения.



На слушаниях представитель Правительства Москвы сказал, что у нас есть понимание между мусульманскими общинами и властями, с каждым годом взаимодействие улучшается, уже известен регламент. Например, во время крупных религиозных праздников в Москве, когда множество людей приходит молиться, властями организуется множество площадок, куда могут прийти мусульмане и, не создавая никакого ажиотажа и прецедентов, когда перекрывают проезжую часть, спокойно помолиться. Для праздничных молитв не требуется каких-то специальных условий, не обязательно, чтобы они проводились в Соборной мечети – этого канона нет в религии.



Мне кажется, что сам федеральный закон, конечно, хороший, но он был принят 16 лет назад и естественно, необходимо вносить некоторые дополнения, продиктованные временем.






Алла Гербер, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по анализу, предупреждению и урегулированию межнациональных конфликтов, президент Фонда "Холокост":


- Весь этот закон искусственный, придуманный и абсолютно популистский и не имеет никакого отношения ни к правам верующих, ни к правам неверующих. Если есть нарушения общественного порядка, т.е. то, что предусмотрено Административным или Уголовным кодексом, то за это нужно карать. Никакие новые законы не нужны. Это попытка ксенофобского закона, этот закон совершенно явно направлен против мусульман.



- Я сама не мусульманка и никакого отношения к этой религии не имею, но я прекрасно понимаю, что этот закон направлен против них. Этот закон против жертвоприношений, против больших скоплений людей. Но это их ритуал, их обряд и бороться с этим просто смешно. В законопроекте есть еще такая жуткая фраза – "против насилия над людьми и животными", мне интересно, какое насилие над людьми имеется в виду? По-моему нет ни одной религии, где совершается подобное – насилие над людьми, это когда кто-то причиняет вред кому-то. Есть обряды, когда человек сам себя истязает, но это не является насилием, там нет никаких нарушений прав человека.



Когда проходит Крестный ход, то тоже наблюдается большое скопление людей, но против этого никто не борется. Да и не надо бороться, если это не нарушает общественный порядок и не мешает другим людям..



Другое дело, что у нас в Москве очень мало мечетей и мусульманам, действительно, негде собираться. Должно последовать решение Московской власти, возможно, выделить какие-то места для молитв, может быть не в центре города, но это должна быть большая свободная площадь.

http://islamio.ru/news/society/neobkhodima_sereznaya_korrektsiya_zakonodatelstva_v_oblasti_svobody_sovesti/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment